Согласно действующему законодательству, все учреждения относятся к некоммерческим организациям, поскольку деятельность любого учреждения не преследует цели извлечения прибыли, поэтому в настоящее время закон не разделяет понятия регистрация некоммерческих учреждений и коммерческих. Учреждения могут быть трех видов:
- учреждения с властными полномочиями, к которым относятся муниципальные и государственные учреждения, финансируемые соответствующими бюджетами;
- учреждения, созданные для удовлетворения различных социальных потребностей и не обладающие властными полномочиями, финансируемые преимущественно из бюджета соответствующего уровня;
- образовательные учреждения (их статус связан со специфической сферой деятельности, поэтому регистрация некоммерческого образовательного учреждения связана с обязательным получением лицензии).
Основные отличия учреждений от других некоммерческих организаций в процессе создания и функционирования сводятся к следующему:
- цели деятельности связаны исключительно с некоммерческими функциями;
- учредителями могут выступать собственники либо уполномоченный ими орган;
- учреждение не является собственником имущества, которым оно наделяется, в отношении имущества учреждение обладает правами оперативного управления;
- участники, члены и т. д. отсутствуют;
- руководитель является единственным исполнительным органом;
- коммерческая деятельность допускается, но исключительно для достижения целей создания, с разрешения собственника, а в ряде случаев только на основании лицензии.
Особенности регистрации учреждений
Вне зависимости от вида учреждения порядок в целом аналогичен для всех. Некоторые особенности связаны в основном только с перечнем документов, необходимых для регистрации. Так, например, при регистрации некоммерческого образовательного учреждения необходимо наличие лицензии, которая входит в перечень документов.
Примерный перечень документов включает:
- Заявление по форме РН0001, удостоверенное нотариусом.
- Копии документов учредителей (паспорта, свидетельства ?НН – физические лица; учредительные документы, свидетельства ?НН, ОГРН, паспорта руководителей, выписки из госреестра и т.д. – юридические лица).
- У иностранных учредителей должны присутствовать нотариально удостоверенные переводы документов.
- Решение о создании учреждения и наделении учреждения имуществом;
- Учредительные документы, при необходимости – удостоверенные учредителем, как, например, устав.
- Сведения о руководителе.
- Документы, служащие подтверждением юридического адреса учреждения.
- Сведения о видах деятельности.
Если при регистрации некоммерческих учреждений государственные и муниципальные органы, как правило, обходятся своими силами, то у частных лиц зачастую с регистрацией возникают проблемы. Немногие знают, надо ли и какие именно лицензии получать, как правильно оформлять документы, и какой перечень необходимо предоставлять в каждом конкретном случае. Многие также путаются с определением вида некоммерческих предприятий, что приводит к ошибкам в определении видов деятельности.
Городская Регистрационная Компания готова помочь Вам в решении вопросов с регистрацией любых учреждений.